14a67f07bbcfc1a8bf3c9038c229cda2

Новый налог в России: кто заплатит за чистый воздух

Регион Online

Правительство продолжает «радовать» российский бизнес налоговыми новшествами. Следом за повышением НДС и предложением увеличить нагрузку на экспортно-ориентированные отрасли появилась еще одна инициатива – ввести в России абсолютно новый налог, экологический. Как это отразится на экономике страны, которая и так пребывает не в лучшем состоянии, разбирался «Регион online».

Диоксины оплатят миллиардами

Повышение НДС с нынешних 18 до 20 процентов, по оценкам Минфина России, позволит в нынешнем году дополнительно изъять в федеральный бюджет более 600 млрд. рублей – их направят на финансирование нацпроектов и майского указа президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации».

Но этой суммы все же недостаточно. Бывший министр экономического развития (а ныне помощник президента) Андрей Белоусов недавно предложил увеличить налоговое бремя для экспортно-ориентированных отраслей. А именно химической и металлургической, которые, по словам Белоусова, в прошлом году заработали более 1,5 трлн. рублей. Проработать механизм налогового изъятия «сверхдоходов» должен Минфин России.

Минфин на днях представил еще одну инициативу, которая вряд ли обрадовала реальный бизнес, – планируется в 2020 году внедрить абсолютно новый налог, экологический. Он должен заменить все существующие фиксированные платежи за вредные выбросы.

Так, в документе предлагается зафиксировать налоговые ставки за выброс различных веществ в воздух, сбросы в водные объекты, за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

Согласно тексту законопроекта, за каждую тонну загрязняющих веществ, а также отходов производства и потребления, будет уплачиваться налог. Всего в тексте законопроекта перечисляются 159 веществ, которые являются загрязнителями атмосферного воздуха, и 159 загрязнителей воды.

Ставка варьирует в очень больших пределах. Например, за выброс в атмосферу тонны гексафторида серы придется заплатить 30 копеек, за тонну тетраэтилсвинца – 136,8 тысяч рублей, а за тонну диоксинов – 13,4 миллиарда рублей.

Что касается загрязнения воды, то самые «безобидные» – это хлориды (2,4 рубля за тонну). А вот за сброс целого ряда веществ (среди них диоксины, бензпирен, альдрин, дильдрин, винилхлорид, диметилсульфид, производные ртути и свинца) придется заплатить по 73,6 млн. рублей за каждую тонну.

Устанавливается и фиксированная ставка налога за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности – от 1,1 рубля за тонну (для самого безопасного, пятого класса) до 4,6 тысяч рублей за тонну (для чрезвычайно опасных, первого класса). Если налогоплательщик не ведет раздельного учета образования отходов, сумма налога определяется исходя из максимальной налоговой ставки.

И опять госбизнес «равнее равных»?!

Объясняя необходимость введения нового экологического налога, Минфин в пояснительной записке к документу пишет: плата за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты взимается плохо. Из-за этого государственные экологические программы приходится финансировать «за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов».

Кроме того, неуплата экологических неналоговых платежей не подпадает под действие Уголовного кодекса – значит, неплательщиков ничто не пугает. Именно появление уголовной и гражданской ответственности за неуплату налога (который заменит плату за вред) и позволяет экспертам, опрошенным «Регион онлайн» в целом позитивно оценивать инициативу Минфина:

– Придание статуса налога любому платежу означает усиление контроля за его сборами, что необходимо в этой сфере, ведь сейчас экологические программы почти полностью финансируются государством, хотя должны окупаться за счет этих платежей, – говорит руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Давид Капианидзе. – На мой взгляд, подобные изменения никак нельзя назвать давлением на бизнес, так как компании должны платить за негативное воздействие на окружающую среду. То, что в России система сборов плохо работает, приводит к негативным последствиям: компании даже не стараются переходить на более безопасное производство, а нарушения экологических норм являются распространенной практикой. Думаю, введение экологического налога станет стимулом для исправления этой ситуации.

Согласен с Капианидзе и другой эксперт, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский:

– Предложение Минфина, на мой взгляд, очень своевременно, так как опыт других стран показывает: чем выше экологические сборы и штрафы за нарушения, тем охотнее предприниматели совершенствуют производства в соответствии с экологическими требованиями и стандартами. Так что реализация инициативы может стать первым шагом на пути становления в России более экологического производства в целом.

Правда, стоит отметить один нюанс предлагаемых изменений. Как говорится в законопроекте, налог не будут платить… если вред причинен «в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней».

Но почему компании, финансируемые из бюджета, не будут платить налог?! Такой подход выглядит несправедливым по отношению к иным субъектам рынка. Ведь получается, что при равном причинении вреда одна компания будет платить налог, а другая – нет, хотя экологические стандарты для всех едины!