Img 834793 172820163

Ответственность за иностранца

Интерфакс

Правительство намерено внести в Госдуму законопроект, ужесточающий административную ответственность за нарушение порядка оформления документов на пребывание иностранцев в РФ.

Правительство России намерено внести в Госдуму законопроект, направленный на ужесточение административной ответственности за нарушение порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

«Законопроект направлен на совершенствование законодательства в сфере противодействия незаконной миграции в целях обеспечения национальной безопасности РФ», — говорится в распоряжении, опубликованном на сайте правительства РФ.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях» (КоАП) внесен МВД России.

Частью 3 статьи 18.9 КоАП установлена административная ответственность за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание других услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящемуся в России с нарушением порядка или правил транзитного проезда через её территорию.

При привлечении к ответственности по части 3 статьи 18.9 КоАП под предоставлением других услуг, прежде всего, понимается посредническая деятельность по оформлению иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в России с нарушением установленных правил, разрешительных документов на пребывание (проживание) в России.

Для противодействия подобного рода правонарушениям законопроектом предлагается внести в КоАП изменение, ужесточающее ответственность за нарушение установленного порядка оформления документов на право пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Предлагается увеличить размеры административных штрафов, налагаемых на граждан — до 5 тыс. рублей (сейчас до 4 тыс. рублей), на должностных лиц — до 50 тыс. рублей (сейчас до 30 тыс. рублей), на юридических лиц — до 500 тыс. рублей (сейчас до 300 тыс. рублей).

Там отмечается, что «законопроектом предлагается увеличить размеры административных штрафов за нарушение установленного порядка оформления документов на право пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в России».

Член комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Владимир Шапошников считает, что в первую очередь нужно выявить и определить причины, из-за которых мигранты совершают эти правонарушения.

«Важнее выявить и определить причины, из-за которых мигранты совершают административные правонарушения, и принять меры для устранения данных обстоятельств, так как в первую очередь наше законодательство направлено на пресечение и профилактику данных правонарушений. Так, в целях их пресечения необходимо информировать данных лиц о том, как правильно составлять документы, чтобы в последующем избежать совершения ими правонарушений, и именно этот механизм будет более действенным в области соблюдения миграционного и административного законодательства, чем просто принятие мер по увеличению административных штрафов», — сказал он Interfax-Russia.ru.

Увеличение штрафов за совершение нарушений при оформлении миграционных документов не снизит их количество, уверен председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.

«Меры по ужесточению ответственности редко оказываются эффективными, особенно, если речь идет о повышенном размере штрафов. Миграционная политика требует не столько жесткого законодательства, сколько комплексного подхода к разрешению имеющихся проблем. Так, если говорить о нарушениях при оформлении документов, то надо понимать, что проблема в самой системе, ее недостаточной автоматизированности и эффективности, как следствие – недостаточном контроле за ней, что и делает возможным совершение неправомерных действий в данной сфере», — сказал он Interfax-Russia.ru.

Эксперт уверен, что санкциями эту проблему не решить — надо совершенствовать систему контроля и повышать уровень работы сотрудников, что со временем и даст нужные результаты.

Для того, чтобы усилить миграционное законодательство пусть даже и повышением штрафных санкций, необходимо для начала заключить межгосударственные соглашения в этой области, считает председатель Коллеги адвокатов Павла Астахова Виктория Данильченко.

«В настоящее время действует «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», заключенная в Минске 22 января 1993 года, и она даже охватывает не все вопросы, которые требуют правового разрешения. При этом большинство правонарушений в миграционной сфере влечет административную ответственность, именно поэтому штрафы остаются не оплачиваемыми, так как правонарушитель выдворяется, а взыскать с него штраф по месту его жительства в другом государстве невозможно, таким образом, он остается безнаказанным», — сказала она Interfax-Russia.ru.

К плюсам законопроекта однозначно можно отнести отсутствие бюджетных затрат на реализацию внесенных изменений. Тем более что, наоборот, законопроект направлен на пополнение бюджета, считает генеральный директор юридического агентства «Классика истины» Валерия Рытвина.

А основной минус — это коррупционный риск, полагает партнер юридической компании «Наука Права» Алексей Диденко.

«Размеры штрафов слабо влияют на предупреждение административных правонарушений в сфере миграции. Миграционное законодательство сложное и запутанное, его мало кто знает в необходимом объеме до момента привлечения к ответственности», — сказал он Interfax-Russia.ru.

В том, что незначительное увеличение штрафов не сможет кардинально изменить ситуацию, уверен президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов Игорь Упоров.

«Значительное увеличение штрафных санкций именно физическим лицам, сможет кардинально изменить ситуацию: ведь не каждый хозяин квартиры сдаваемой незаконно в аренду или владелец офиса, который вместо мигрантов изготовив на коленке «липовые» бумажки и тем самым решая их проблемы, сможет позволить рисковать, если штрафы будут существенными», — сказал он Interfax-Russia.ru.

Проблема мигрантов особенно обострилась после теракта в метро Петербурга, который произошел 3 апреля и унес жизни 16 человек, включая террориста-смертника. По версии следствия взрыв осуществил уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов, который являлся гражданином России с 2011 года.

По данным «Левада-Центра», две трети россиян (67%) считают, что правительство РФ должно попытаться ограничить приток приезжающих в страну трудовых мигрантов, в обратном уверен каждый пятый (19%).

Социологи отмечают, что чаще всего россияне говорят о нетерпимом отношении к трудовым мигрантам — выходцам с Северного Кавказа (41% воспринимает их негативно, 43% — нейтрально, 9% — хорошо) и из Средней Азии (38% — плохо, 48% — нейтрально, 10% — хорошо).

В середине мая уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова опубликовала доклад, в котором говорилось, что в России находится от 8 до 10 млн нелегальных мигрантов, что порождает социальную напряженность и нарушения прав самих мигрантов.

«Серьезное напряжение создает так называемая нелегальная трудовая миграция. Несмотря на большую работу, проведенную законодательными и правоприменительными органами государственной власти, в том числе миграционными подразделениями МВД России, по экспертным оценкам, в РФ находится от 8 до 10 млн нелегальных мигрантов, что не может не порождать, с одной стороны, социальной напряженности среди российского населения, а с другой — нарушения прав самих мигрантов», — говорится в тексте доклада, опубликованном на сайте омбудсмена.