KMO 149234 00188 1 T222 192343

Запрет на вклады скрыт на сайте

 

Газета «КоммерсантЪ»

Информация о надзорной деятельности ЦБ остается труднодоступной для граждан

Разбирательства вкладчиков рухнувших банков с Агентством по страхованию вкладов в ближайшее время не станут проще. АСВ зачастую отказывает в выплатах, если о финансовых проблемах банка было известно на момент открытия в нем вклада. При этом ключевым всегда был вопрос, насколько общедоступной был такая информация. Порядок, по которому Банк России планирует раскрывать сведения о надзорных мерах в отношении банков, проблему не решает — найти нужные данные на сайте регулятора неподготовленному гражданину практически невозможно.

Банк России опубликовал проект указания, в котором разъясняется порядок размещения на официальном сайте ЦБ и удаления с него информации о применении к банку запрета на привлечение во вклады средств физлиц и открытие им счетов. Публиковать данную информацию в интернете ЦБ обязан в день вынесения предписания на основании закона о страховании вкладов. При этом информацию об ограничениях привлечения средств граждан или самоограничениях, вводимых банками по рекомендациям регулятора, ЦБ не раскрывает и не планирует.

Данные об ограничительных мерах, наложенных на банк, являются крайне важными для граждан. Они могут не только защитить вкладчиков от размещения средств в банке, который в скором времени может стать банкротом, но и избавить от разбирательств с АСВ, которое часто оспаривает снятие средств в период действия запрета или ограничения ЦБ как недобросовестные действия вкладчиков. Кроме того, публичная информация об ограничительных мерах ЦБ снизила бы риски оказаться неучтенным на балансе банка, что в период запрета случается довольно часто. Последний пример тому — банк «Таатта», у которого лицензию ЦБ отозвал 5 июля. Согласно официальной информации на сайте ЦБ, у банка был запрет на привлечение вкладов.

Тем не менее АСВ выявило в данной кредитной организации неучтенные вклады. Всего же, по данным АСВ, забалансовые вклады были выявлены в 2016–2017 годах у 15 банков, пострадали 83,1 тыс. граждан с объемом сбережений 68,2 млрд руб.

Однако новый документ ЦБ никоим образом не упростит доступ граждан к ценной информации о запретах банкам на привлечение вкладов. Сейчас порядок ее раскрытия закреплен в приложении 3 к указанию 2330-У «О порядке введения запрета на привлечение во вклады денежных средств…». Как пояснили в ЦБ, планируется, что данный порядок размещения и удаления информации будет регулироваться отдельным указанием. «Проект не меняет текущего порядка размещения и удаления данной информации»,— пояснили в пресс-службе регулятора.

Сейчас информацию о запретах банкам на привлечение вкладов найти непросто. Она публикуется в некоей базе, которая глубоко зарыта на сайте ЦБ среди информационно-аналитических материалов.

Но долго она там не задерживается, поэтому найти данные даже о запретах, введенных в течение этого года, невозможно. Информация удаляется из базы при отзыве лицензии у банка, сейчас в разделе нет данных ни об одном банке. При этом, по подсчетам “Ъ”, за семь месяцев 2018 года Банк России отозвал лицензии у 29 банков—участников системы страхования вкладов. Согласно сообщениям на сайте ЦБ об отзывах лицензий, в отношении 27 из них регулятор 43 раза вводил ограничения на привлечение вкладов, причем как минимум в 13 банках — два раза и более. При этом у шести банков ЦБ был запрет на привлечение вкладов.

По мнению экспертов, псевдопубличность информации о запрете на вклады играет против вкладчиков. «Если забалансовые вклады обнаружатся у кредитной организации, имеющей запрет на привлечение вкладов, то у АСВ будут все основания не выплачивать страховое возмещение,— отмечает партнер МКА «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов.— Логика тут простая — информация о запрете публичная, и вкладчик при выборе банка мог и должен был ее учесть». При этом, по словам господина Дубова, в случае недобросовестных игроков забалансовые вклады могут быть как при ограничении, так и при запрете на привлечение вкладов. «Граждане должны иметь возможность узнать о запрете,— отмечает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.— Вопрос с надлежащей публикацией подобной информации и доступностью данных сведений необходимо решать». По словам главы АБ «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгения Корчаго, в данном случае информация о запретах является псевдопубличной, что идет вразрез с интересами вкладчиков.